Утверждаю: Заведующая МКДОУ «Цветковский детский сад» _______Абдулаева Р.А. Приказ№___от «___»______2022г Учебный план МКДОУ «Цветковский детский сад» На 2022-2023 уч.год 2022г. 1.Пояснительная база Нормативно-правовая база формирования учебного плана 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и примерной основной образовательной программы дошкольного образования одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. №2/15. 2. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2021 года, 3.Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО» 4.Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования». 5. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", нормами СанПиН 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7.Устав МКДОУ «Цветковский детский сад» 8. Программа развития МКДОУ «Цветковский детский сад» на 2020-2024гг. В МКДОУ «Цветковский детский сад» функционируют 5 групп общеразвивающей направленности. 2.Принципы и подходы, положенные в основу учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младшего, и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей; 10) принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 11) научная обоснованность и практическая применимость (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации на практике дошкольного образования); 12) интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников, спецификой и возможностями образовательных областей; 13) комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; 14) адаптивность предметно-развивающей среды к потребностям ребенка, адаптивность ребенка к пространству ДОУ и окружающему социальному миру; 15) личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности; 16) применение здоровьесберегающих технологий; 17) учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовнонравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представлена в пяти образовательных областях, в том числе: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие предусматривает: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; - формирование традиционных народных этикетов, гостеприимства, уважения и любви к детям; - формирование межнациональной толерантности, развитие социального и эмоционального интеллекта с учетом особенностей национального состава ДОУ; -формирование интереса и желания играть в народные игры, связанные с жизнью, занятиями и промыслами коренного народа; - развитие уважительного отношения к членам семьи, своему народу, Родине ( развитие основ гражданственности, представление о себе как о представителе этноса и т.д); - развитие вежливого обращения на совеем родном языке ( здравствуйте, досвидания, до встречи , спасибо и т.д); - развитие интереса к творческим проявлениям в игре, игровому общению со сверстниками; - способствовать умению видеть и беречь красоту родной природы, любоваться ею, выработать желание узнать больше о народных приметах; - приобщение к правилам безопасного поведения на улице, в быту, на дорогах с учетом природных особенностей Республики Дагестан, Познавательное развитие предполагает: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках дагестанского народа и народов, проживающих на территории РД, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира; -формирование целостной картины мира, через ознакомление с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Дагестана; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, знакомство с названиями улиц, общественными зданиями, архитектурными сооружениями, памятниками своего села, символикой РФ и РД. Речевое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО, включают в себя: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; - развитие словесного творчества детей на основе национальной культуры Республики Дагестан, Кизлярского района, села Цветковка; - ознакомление с литературным наследием РД ( фольклор и произведения дагестанских писателей и поэтов, земляков Кизлярского района); -способствовать желанию пересказывать дагестанские сказки, читать выразительно стихи дагестанских поэтов, придумывать сказки на основе дагестанского фольклора; -развитие всех компонентов устной речи детей в разных видах детской деятельности , знакомить с книжной культурой детских писателей РД, народным фольклором ( считалки, такмаки, прибаутки, дразнилки, скороговорки и т.д.); - развитее свободного общения со взрослыми и сверстниками на родном языке; Художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); - формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с культурой, искусством и традициями народов, проживающих на территории Дагестана; - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам, явлениям окружающего мира, произведениям искусства народов Дагестана; - формирование у детей элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в разных видах искусства народов , проживающих на территории Республики Дагестан; Физическое развитие включает: - развитие физических качеств; - правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; - правильное выполнение основных движений; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); - формирование интереса к различным видам двигательной деятельности и основ физической культуры на основе произведений композиторов Республики Дагестан; - овладение дагестанскими подвижными играми; - формирование потребности и самостоятельности в соблюдении навыков личной гигиены, элементарных правил и культуры еды , с учетом национальных особенностей; - через систему занятий по физической культуре способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой (гендерной) социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников; - знакомство со знаменитыми спортсменами Республики Дагестан (Хабиб Нурмагомедов, Гайдарбек Гайдарбеков, Загалав Абдулбеков и др.); Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В МКДОУ «Цветковский детский сад» функционирует 5 групп, из них: - 1 группа от 3 до 4 лет; - 1 группа от 4 до 5 лет; - 2 группы от 5 до 6 лет; - 1 группа от 6 до 7 лет. Количество и продолжительность непрерывной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.3648-20): Общая продолжительность: прогулки – 4 часа; самостоятельной деятельность – 3 час. 50 мин.; организационно образовательной деятельности – 1,5 часа в первой половине дня и 2 раза в неделю по 30 мин– во второй половине дня. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности: - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. В середине времени, отведённого на организационно образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами организационно образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организационно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МКДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МКДОУ. Парциальные программы являются дополнением к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Учебный план на 2022-2023гг. (группы общеразвивающей направленности) Образовательная область Виды деятельности детей Речевое развитие Коммуни кативная деятель- Развитие речи, Количество часов в неделю (минуты, количество периодов) 2 Младшая Средняя Старшая группа группа группа (3-4 года) (4-5) лет (5-6 лет) 10 мин 15 мин 20 мин (1 раз в (1 раз в (1 раз в неделю) неделю) неделю) Подготовительная группа (6-7 лет) 25 мин (1 раз в неделю) ность Физическое развитие Познавательное развитие Двигательная деятельность Познават ельноисследовательская деятельность чтение художествен ной литературы Обучени е грамоте Физическая культур а Формированиеэ лементарных математических представлений 10 мин (2 раза в неделю) 20 мин (1 раз в неделю) 45 мин 50 мин 65 мин (3 раза в (3 раза в (3 раза неделю) неделю) в неделю) 30 мин 35 мин 65 мин (2 раза в (2 раза в (3 раза неделю) неделю) в неделю) - - 25 мин (1 раз неделю) 85 мин (3 раза неделю) в в 100 мин (4 раза неделю) в Художес- Музыка твен ноэстетичес кое развитие ИзобраЛепка зительная деятельность Апплика ция 20 мин (2 35 мин (2 40 мин 50 мин раза в раза в (2 раза в (2 раза неделю) неделю) неделю) неделю) в Рисован ие 55 мин (2 раза неделю) Итого в обязательной части 15 мин 20 мин 25 мин (1 раз в 2 (1 раз в 2 (1 раз в недели) недели) 2 недели) 15 мин 20 мин 25 мин (1 раз в 2 (1 раз в 2 (1 раз в недели) недели) 2 недели) 15 мин 20 мин 45 мин (1 раз в (1 раз в (2 раза неделю) неделю) в неделю) 135 мин 175 мин по 280 мин (10 раз в расписани по неделю) ю 1 ОД – расписа 20 мин, нию 1 2-3 ОД – ОД – 25 15 мин. мин, (10 раз в 2-3 ОД – 25 мин (1 раз недели) в 2 25 мин (1 раз недели) в 2 в 365 мин по расписанию 1 ОД – 25 мин, 2-3 ОД – 30 мин. (14 раз в неделю) неделю) 20 мин. (13 раз в неделю) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Образовательная область Количество часов в неделю (минуты) Виды деятельности 2Младшая Средня Старшая Подгот. детей группа я группа группа (3-4 года) группа (5-6 лет) (6-7 лет) (4-5) лет Художестве Изобразите Приобще 15 мин 15 мин н льная ние к (1 раз в 2 (1 раз 15 мин (1 нодеятельност истокам недели) в 2 20 мин (1 раз раз в 2 эстетичесь народной недели недели) недели) кое культуры ) развитие Речевое Коммуника- Обучение 15 мин 20 мин развитие тивная грамоте (1 раз в (1 раз деятельност неделю) неделю) ь Познавате- Познавател Формиро 15 мин льное ь-ная ва-ние (1 раз развитие деятельност целостно в 2 ь й недели картины ) мира Эксперимен 15 мин 20 мин 15 мин 20 мин -тальная (1 раз в 2 (1 раз (1 раз в 2 (1 раз в деятельност недели) в 2 недели) недели) ь недели ) Социально- Социально- Формиро 15 мин 20 мин (1 ра коммуникат коммуникат ва-ние ( 1 раз в неделю) ивное и-вная основ неделю) развитие деятельност безопасн ь ости Итого в части формируемой 10 % 12,5 % 13,8 % 14 % участниками образовательного процесса Максимальный объём нагрузки в 90 % 87,5 % 86,2 % 86 % организованной образовательной деятельности детей 1). Режим работы Продолжительность учебной 5 дней (с понедельника по пятницу) недели Время работы возрастных 10,5 часов групп Нерабочие дни Суббота, воскресенье и праздничные дни 2). Продолжительность учебного года с 01.09.2022г. по 31.08.2023 г. Учебный год с 01.09.2022г. по 31.12.2022 г. I полугодие с 08.01.2023г. по 31.08.2023г. II полугодие 3).Мероприятия, проводимые в рамках образовательной деятельности Наименование День знаний Срок Ответственный Наименование Сентябрь Воспитатели, День знаний музыкальный руководитель День дошкольного работника Сентябрь Воспитатели, музыкальный руководитель День дошкольного работника День осени Октябрь Воспитатели, музыкальный руководитель День осени День матери Ноябрь Воспитатели, музыкальный руководитель День матери День народного Ноябрь единства Воспитатели, музыкальный руководитель День народного единства Новый год Декабрь Воспитатели, музыкальный руководитель Новый год День защитника Февраль Отечества Воспитатели, музыкальный руководитель День защитника Отечества Международный Март женский день Воспитатели, музыкальный руководитель Международный женский день День Победы Май Воспитатели, музыкальный руководитель День Победы Выпускной Май Воспитатели, музыкальный руководитель Выпускной Воспитатели, музыкальный руководитель День защиты детей День детей защиты Июнь Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Наименование Сроки Количество дней 14.09.2022 г. Первичный мониторинг 8 дней 23.09.2022г. 19.04.2023 г. 9дней Итоговый мониторинг 29.04.2023г. 3.Организация деятельности детей в летний оздоровительный период. В летний период с 1.06 по 31.08 организованная образовательная деятельность с детьми не проводятся. Планирование оздоровительной деятельности детей в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика осуществляемых видов организованной и совместной деятельности в течение недели. Содержание их различно и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.