1.1. Пояснительная записка
На современном этапе развития
общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что
здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов:
биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на
состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение
имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая
оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке
ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение
функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается
сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту
с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость,
чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство
коллективизма.
Проблема повышения
эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, особо остро
обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей,
требует от исследователей и специалистов по физической культуре своего
скорейшего разрешения.
Если 10 лет назад мы
говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно
здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий,
способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и
систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей
и совершенствование их функциональных возможностей.
В настоящее время все чаще
дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера. Поэтому
наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно влияет
на здоровье.
Из вышеизложенного,
назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления
дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка,
развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным,
смелым.
Рабочая программа по
физической культуре разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО) и с учетом основной образовательной
программы Муниципального казенное дошкольного образовательного учреждения «Цветковский
детский сад» (далее – Программа).
1.2. Цели и задачи
Цель Программы
– разностороннее физическое развитие ребёнка в период дошкольного детства с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- приобретение ребенком двигательного опыта в
различных видах деятельности, развитие психофизических качеств (быстрота, сила,
ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп
мышц и мелкой моторики;
- формирование опорно-двигательного аппарата,
развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;
- овладение основными движениями (бросание,
метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
- обучение строевым, общеразвивающим упражнениям,
музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и
элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, кегли и др.);
- воспитание патриотизма, гражданской идентичности
и нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и др.);
- воспитание интереса к различным видам спорта и
чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов;
- приобщение к здоровому образу жизни и активному
отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и
укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной
деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих.
- охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных способностей
ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и
развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
1.3. Принципы и подходы в организации
образовательного процесса
принцип учёта ведущей
деятельности: программа реализуется в контексте всех перечисленных в Стандарте
видов детской деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого
возрастного периода – от непосредственного эмоционального общения со взрослым до
предметной (предметно - манипулятивной) и игровой деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей: программа учитывает возрастные характеристики развития
ребенка на разных этапах дошкольного возраста, предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и образования детей с
особыми возможностями, способностями, потребностями и интересами;
- принцип амплификации детского развития как
направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской
деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками,
соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста;
- принцип интеграции и единства обучения и
воспитания:
- принцип преемственности образовательной работы
на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень
начального общего образования: программа реализует данный принцип при
построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального
школьного образования, а также при построении единого пространства развития
ребенка образовательной организации и семьи;
- принцип сотрудничества с семьей: реализация
программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической
помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного
возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными
представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка;
- принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности
не допускается использование педагогических
технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию.
Принципы и подходы к формированию Программы в части,
формируемой участниками образовательных отношений
Ø отражение в тематике образовательного процесса региональных
особенностей;
Ø приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
Ø построение образовательной деятельности на
здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают формирование
у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной
ценности.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие
ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как само-целеполагание,
само-планирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- интегративный подход, ориентирующий на
интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостный
образовательный процесс в интересах развития ребенка;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое
использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к
каждому ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает
организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности
ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков,
способностей, интересов, склонностей;
- cредовый подход, ориентирующий на использование
возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в
воспитании и развитии личности ребенка.