ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Описание образовательной программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа
дошкольного образования
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Цветковский
детский сад» (далее – МКДОУ «Цветковский
детский сад») разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой
для разработки Программы
являются следующие нормативно-правовые документы:
Ø Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
Ø
Указ Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
Ø Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Ø Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Ø Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Ø Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Ø Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
Ø Федеральная образовательная программа дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022
г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
Ø Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020
г., регистрационный № 59599);
Ø
Санитарные правила
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
Ø Закон Республики Дагестан «Об образовании в
Республике Дагестан» от 16 июня 2014 года N 48 (с изменениями на 09.12.2022
года);
Ø
Постановление Правительства
Республики Дагестан от 26 мая 2022 г. № 146 «Об утверждении Концепции развития
образования в Республике Дагестан на период до 2030 года»;
Ø
Концепция развития воспитания детей и молодежи в
Республике Дагестан на 2022-2025 годы (утверждена приказом Минобрнауки РД от 15
марта 2022 г. № 08-02-1-242/22;
Ø Устав МКДОУ «Цветковский детский сад»;
Ø
Программа развития МКДОУ «Цветковский
детский сад»;
Ø
Локальные документы
МКДОУ «Цветковский детский сад».
Программа
отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических
и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного
возраста видов деятельности.
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная
часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
Ø воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании
доступными средствами;
Ø создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой
Родины;
Ø создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений
программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы),
отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а
также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на
потребность детей и их родителей.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой
учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒
рабочая программа воспитания,
‒
режим и распорядок дня для всех возрастных групп МКДОУ,
‒
календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС
ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы
представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые
результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а
также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей
развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической
диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы
включает описание:
Ø задач
и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в
соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Ø вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
Ø особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
Ø способов
поддержки детской инициативы;
Ø особенностей
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
Ø образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает
рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
Ø психолого-педагогических
и кадровых условий реализации Программы;
Ø организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
Ø материально-техническое
обеспечение Программы;
Ø обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе
представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный
план воспитательной работы.
1.1.1
Цели и задачи
Программы
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» и
пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России[1].
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», направлена на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через
решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
1)
обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2)
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3)
приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
4)
обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5)
создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6)
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
7)
формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических,
личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной
деятельности;
8)
формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9)
обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10)
обеспечение преемственности целей, задач и
содержания дошкольного общего и начального общего образования;
11) достижение
детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи реализации Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений
Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности с учетом социальных,
климатогеографических условий и национальных особенностей Дагестана.
Задачи Программы:
– укрепление здоровья ребёнка, путем формирования двигательной активности
с использованием национальных средств физического воспитания;
– развитие ребёнка, обеспечивающее единый процесс социализации –
индивидуализации с учётом этнокультурных особенностей, возможностей и
способностей ребёнка;
– вхождение ребёнка в социокультурный мир,
взаимодействие дошкольников с изобразительным искусством, музыкой и игрой,
художественной литературой, фольклором и родным языком, природой родного края.
1.1.2
Принципы и подходы
к формированию Программы
Федеральная программа построена на следующих принципах, установленных ФГОС ДО:
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов
детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего
образования, становится
субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и родителей
(законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошколього возрастов, а также
педагогических работников[2]
(далее вместе – взрослые);
4)
признание ребёнка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
5)
поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности;
6)
сотрудничество
МКДОУ с семьей;
7)
приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
8)
формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9)
возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы.
Программа:
‒ сформирована
на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре
образовательной программы дошкольного образования;
‒ определяет
содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного
образования;
‒ обеспечивает
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей;
‒
сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты освоения
Программы).
Принципы и подходы к
формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных
отношений
Ø
отражение в тематике образовательного процесса
региональных особенностей;
Ø
приобщения детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
Ø
построение образовательной деятельности на
здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают формирование
у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной
ценности.
1.2.Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Основные участники реализации Программы: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь,
родители (законные представители)
обучающихся, как гаранты реализации
прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Режим работы МКДОУ: понедельник - пятница 7-30 до 18-00.
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни, выходные, установленные
действующим законодательством.
Основной структурной единицей МКДОУ является группа
детей дошкольного возраста. В МКДОУ функционируют группы общеразвивающего вида.
Классификация возрастных групп соответствует ФОП ДО и представляет вторая
младшая, средняя старшая и подготовительная
группы.
Особенности разработки Программы:
Ø условия,
созданные в МКДОУ для реализации целей и задач Программы;
Ø социальный заказ родителей (законных представителей);
Ø детский контингент;
Ø кадровый состав
педагогических работников;
Ø культурно-образовательные
особенности МКДОУ;
Ø климатические
особенности;
Ø
взаимодействие
с социумом.
1.3.Специфика
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность:
- Национально-культурные особенности:
Дагестан –
республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того,
она является многонациональной и объединяет 102 народности. Среди них как
коренное, так и заезжее население.
Дагестан – многонациональная республика, где каждая как
большая, так и относительно малочисленная народность имеет присущие только ей
особенности и своеобразие не только в языковом, но и в культурном,
этнопсихологическом и других отношениях. Народы Дагестана познают культурные особенности друг друга, чтобы тем
самым выявить истоки общедагестанских культурных ценностей, лучше понять
специфику собственной культуры. Так, на основе познания и соблюдения, локальных
культурно-этических особенностей каждого народа и региона формируется и
складывается общедагестанская культура.
Село Цветковка расположено у
канала Курутерек.в 14 км к северо-востоку от города Кизляр, западнее села
проходит региональная трасса Кизляр –Брянск.
Климатические особенности:
Климат Кизлярского района отличается особой засушливостью. Среднегодовое
количество осадков здесь редко превышает 300мм..Естественной влаги недостаточно
.Это один из самых теплых регионов Дагестана, Безморозный период длится 204
дня, среднегодовая температура воздуха составляет +11 градусов.
Растительность района бедная. Лишь в юго-западной части встречаются
леса, В долинах рек распространены заросли тростника и камыша.
Процесс воспитания и развития в МКДОУ
является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса
составляется в соответствии с выделением двух периодов:
- холодный период: учебный год
(сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание организованных
образовательных форм;
- теплый период (июнь-август),
для которого составляется другой режим дня.
- Социально-демографические особенности:
Организация
образовательной среды, направленной на обеспечение краеведческого образования,
осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности и
регионализма, предусматривающего становление различных сфер самосознания
ребенка на основе культуры народов Дагестана, ближайшего социального окружения,
на познании историко-географических, этнических особенностей социальной,
правовой действительности нашего региона, с учетом национальных ценностей и
традиций в образовании.
У народов Дагестана самобытные и очень
богатые история, культура, традиции, обычаи и обряды. Помимо общего
героического прошлого, у дагестанцев исторически сложились самобытная этика и
культура поведения в обществе, основанные на морально-нравственных устоях
(«ях-намус»). Бережное, уважительное и заботливое отношение к представителям
старшего поколения является основной духовной ценностью, нормой этикета и культуры
поведения у всех народов Дагестана. Эта традиция досталась нам в наследство от
прошлых поколений и бережно сохраняется и соблюдается дагестанцами и в
настоящее время.
Необходимо
помнить историю того места, где жили наши предки, где родились и живём мы. Ведь
без прошлого нет будущего. Знание истории своей малой Родины помогает лучше
оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к наследию предков. И наш,
ныне живущих, почитающих своих предков, долг – знать и сохранить историю для
последующих поколений.
[1] Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
[2] Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание
законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).