Адаптированная основная общеобразовательная программа по работе с детьми с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
I. Целевой раздел
1. 1. Пояснительная записка
Основанием
к разработке АОП является заключение территориальной психолого- медико- педагогической комиссии, в котором определено конкретное нарушение развития и в рекомендациях обозначена необходимость работы по адаптированной образовательной программе соответствующей
особым образовательным потребностям ребенка.
Адаптированная
образовательная программа (далее АОП) разработана для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).
Реализуется АОП в группе детей дошкольного возраста в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
АОП для ребенка с ОВЗ (ЗПР)
разработана в соответствии с нормативно-
правовыми документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», с изменениями.
2.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей
и молодежи (далее СанПиН).
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об
утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва
"Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования"
5.
Устав МКДОУ «Цветковский детский сад»
6.
Другие локальные акты МКДОУ «Цветковский детский сад»
7.
АОП состоит из следующих разделов:
1.
Целевой раздел.
2.
Содержательный раздел.
3.
Организационный раздел.
Дополнительный раздел.
Целью Программы является
проектирование социальной ситуации развития, осуществление
коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно- пространственной
среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с
инвалидностью, - воспитанника с задержкой психического развития (ЗПР).
Задачи:
– реализация адаптированной основной образовательной программы;
–
коррекция недостатков
психофизического развития
детей с ЗПР;
– охрана и укрепление физического и психического детей с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ЗПР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
– создание благоприятных
условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений
с другими детьми, взрослыми и
миром;
– объединение обучения
и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры
личности детей с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ЗПР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПР;
–
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования.
Клинико-психологическая характеристика детей
с ЗПР.
Под
термином «задержка психического развития «понимаются синдромы отставания
развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление
темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие
употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью ЦНС. У этих детей
нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.
Для
определения целей и задач Программы значимо понимание клинико- психологических
особенностей полиморфной, разнородной категории детей с ЗПР. У большинства из
них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм
поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной
истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В
одних случаях у детей страдает работоспособность, в других – произвольность в
организации деятельности, в третьих – мотивация познавательной деятельности и т.д. В психической сфере
при ЗПР сочетаются дефицитарные функции как с сохранными, так и с функционально
незрелыми, что часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения.
Патогенетической основой задержек психического развития является перенесенное
органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее
резидуально-органическая недостаточность. ЗПР также может быть обусловлена
функциональной незрелостью ЦНС. Замедлен процесс функционального объединения
различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в
реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления.
Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными
социальными факторами. В неблагоприятных условиях жизни и воспитания дети с
органической недостаточностью ЦНС все больше отстают в своем развитии. Особое
негативное влияние может
оказывать ранняя социальная депривация.
Многообразие
психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина и степень
повреждений и незрелости структур мозга может быть различной. Разнообразные вторичные
наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. При ЗПР отмечаются
различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими
причинообразующими факторами могут быть:
-
низкий темп психической активности (корковая
незрелость);
-
дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур);
-
вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы);
-
энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.
Особенностью детей с ЗПР является
неравномерность (мозаичность) нарушений
ЦНС, что приводит к парциальной недостаточности различных психических функций.
Вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия.
Можно выделить четыре
основные группы детей
с ЗПР (И.И.Мамайчук, 2004),
что важно для построения АООП:
1. Дети с
относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее
часто встречаются лети с ЗПР
вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной
формами ЗПР.
2. Дети с
неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой
формой ЗПР церебрально- органического генеза, с
выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложненной формой
психофизического инфантилизма.
3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с
достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР
церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная
дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).
4. Дети, для
которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР
церебрально-органического генеза, обнаруживающих первичную дефицитность в
развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса
и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования,
регуляции и контроля.
Все
перечисленные особенности обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками
с ЗПР всеми видами детской деятельности (предметно- манипулятивной, коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, их
деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно. Качественное
своеобразие характерно для эмоционально волевой сферы и поведения.
Таким образом, ЗПР это сложное
полиморфное нарушение, при котором
страдают разные компоненты психической и физической сфер.