Программа воспитания
Описание образовательной программы
Рабочая программа
воспитания для МКДОУ «Цветковский детский сад» (далее – Программа воспитания),
предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на
основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ«О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в
2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года.
Работа по воспитанию,
формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях
(далее – ДОО) предполагает преемственность по отношению к достижению
воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО).
МКДОУ «Цветковский
детский сад» руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в
виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы,
форм аттестации».
Программа воспитания
является структурной компонентой основной образовательной программы МКДОУ «Цветковский
детский сад» (далее – ДО). В связи с этим в структуру Программы воспитания включены
три раздела – целевой, содержательный и организационный, предусмотрев в каждом
из них обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений.
Под воспитанием
понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде»[1].
Программа основана на
воплощении национального воспитательного идеала, который понимается
как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке, его воспитание, обучение и развитие.
Реализация Программы
основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами
воспитательно-образовательного процесса.
В основе процесса
воспитания детей в ДОО лежит конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры
рассматриваются, как возрастные характеристики возможных достижений
ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты
определяются направлениями программы воспитания.
С учетом особенностей
социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания
отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной
организации (далее – ОО) с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами
образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать
гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Ценности Родины и природы лежат
в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы,
сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит
в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит
в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит
в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат
в основе этико-эстетического направления воспитания.
«Формирование основ патриотизма –
любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам;
уважительного отношения к ее символике – флагу, гербу, гимну
выступают образовательными задачами для старших дошкольников. Формируя
представления детей о малой родине и Отечестве, социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
многообразии стран и народов мира, в детском саду осуществляется
ознакомление детей в самых общих чертах в интересной и доступной
для них форме с государственным устройством России, армией, флотом, авиацией».
ДОО в части, формируемой
участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления
воспитания с учетом реализуемой образовательной программы МКДОУ «Цветковский
детский сад», региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что
воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках
образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического и физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.