АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с нарушением слуха муниципальное казенное
дошкольное образовательное учреждение «Цветковский детский сад» (далее - Программа) разработана в соответствии с
ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Обязательная
часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее
общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с нарушением слуха;
- на специфику Национально-культурных особенностей РД
- на сложившиеся традиции ДОО;
- на выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей с нарушением слуха, а также
возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Реализация
Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных
отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для
обучающихся с нарушением слуха.
Программа
является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и
дошкольного возраста с нарушением слуха, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
- реализация
содержания АОП Д для обучающихся с нарушением слуха;
- коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с нарушением слуха;
- охрана
и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с нарушением слуха,
в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с нарушением слуха
в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
- создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с нарушением
слуха как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
- объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование
общей культуры личности обучающихся с нарушением
слуха, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с нарушением
слуха;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с нарушением слуха;
-
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
1.1.2. Принципы и
подходы к формированию Программы
В
соответствии с ФГОС ДО Программа построена на
следующих принципах:
1. Поддержка
разнообразия детства.
2. Сохранение
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная
социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и обучающихся.
5. Содействие
и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество
ДОО с семьей.
7. Возрастная
адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными
организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для
обучающихся с нарушениями слуха:
1. Налаживание сетевого взаимодействия с
организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами,
которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с нарушениями
слуха: организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями
обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут
способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей глухих,
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, перенесших операцию по кохлеарной
имплантации (далее - КИ), оказанию психолого-педагогической, сурдологической и
(или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центры
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профильные
медицинские центры, центры реабилитации слуха, сурдологические кабинеты).
2. Индивидуализация дошкольного образования
глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обучающихся с КИ открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления
индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными спецификой и
скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические
особенности.
3. Развивающее вариативное образование:
содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с
учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует
развитию, расширению как явных, так и потенциальных возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных
образовательных областей: всестороннее социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие
обучающихся посредством различных видов детской активности. Между отдельными
разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное
развитие глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся тесно связано с
двигательным, речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое -
с познавательным и речевым. Содержание образования в каждой области тесно
связано с другими областями.
5. Инвариантность ценностей и целей при
вариативности средств реализации и достижения целей Программы: ФГОС ДОО и
Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых
Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу,
при этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающийся,
их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).